Загиб с перегибом
Финансовое ведомство в СССР “укрепили” рабочими с завода
Лет 70-80 назад Страну Советов буквально лихорадило от чрезмерной идеологизации едва ли не всех сторон жизни. И хотя слово “перегиб” тогда к этим явлениям никто и не думал применять, однако сейчас, десятилетия спустя, оно кажется наиболее удачным для оценки подобных “фокусов”. Вот лишь некоторые “перегибы”, о которых когда-то рассказывала столичная молодежная газета.
А не попробовать ли кухарке управлять государством?! Напрямую! — Оказывается такие эксперименты в свое время предпринимались.
“МК” 30 ноября 1929 г.:
“Московский электрозавод принял шефство над Наркомфином (Наркоматом финансов — авт.). Рабочие завода решили взять на себя в порядке общественной нагрузки выполнение целого ряда работ по аппарату Наркомфина. Предполагается далее наметить ряд должностей, которые будут замещать выдвиженцы поочередно. Проработает рабочий [в Наркомате] год-два и вернется к станку, а его место займет следующий выдвиженец. … Подобные мероприятия отображают собой основной принцип Советского государства, его основные тенденции.”
“МК” 9 января 1930 г.:
“Начинается чистка ВСНХ, Наркомпроса и Наркомфина. … Сейчас развернуты уже курсы по подготовке рабочих и батраков для работы в органах Наркомфина (это взамен “вычищенных” специалистов — авт.).”
Субботники стали одной из “визитных карточек” большевистской республики. Но среди “правильных” субботников случались порой и “неправильные”. — Тогда дело попахивало уже “подрывом государственных устоев”.
“МК” 14 декабря 1929 г.:
“На завидовской ткацкой фабрике группа комсомольцев и рабочей молодежи решила устроить торжественные проводы отъезжающему инструктору физкультуры. Зная о том, что он высылаем в административном порядке и является классово-чуждым элементом, организаторы проводов устроили “субботник” с целью заработать деньги на покупку инструктору портсигара. Райком узнал о событии в Завидовке и деньги, заработанные на подарок лишенцу, у комсомольцев отобрал. В знак протеста против действий райкома завидовцы решили сорвать конференцию рабочей молодежи, созываемую для обсуждения коллективного договора. Конференция была сорвана…”
Государство заботилось о том, чтобы подобных “проколов” было как можно меньше, и потому граждан старались “идеологически подковать”. Воспитательный процесс коснулся даже самых-самых привелегированных.
“МК” 8 декабря 1940 г.:
“…При Союзе Советских писателей организован филиал Университета марксизма-ленинизма. Срок обучения — 2 года. В первый год писатели будут изучать историю партии, диалектический материализм, во второй — исторический материализм и политэкономию. В числе слушателей университета — Е. Долматовский, С. Михалков, Л. Ленч и др.”
Впрочем и без обучения премудростям коммунистических наук некоторые граждане проявляли завидную политическую зоркость, подмечая мельчайшие посягательства на большевистские святыни.
“Молодой ленинец” 1 марта 1924 г.:
“Вскоре после смерти Ильича появились папиросы 3-й госфабрики г. Кременчуга под названием “Ильич”. На крышке коробки наклеен портрет Ильича. Это, по-моему, недопустимо. Выкурит какой-нибудь гражданин папиросы, коробку бросит и будет портрет нашего дорогого вождя попираться ногами прохожих. Мне кажется это святотатством. Богородский”
Фактическим ответом на такую реплику стало официальное сообщение, опубликованное в номере за 15 мая:
“Комиссия ВЦИК СССР по увековечиванию памяти В. И. Ульянова-Ленина доводит до сведения всех как государственных, так и частных промышленных и торговых предприятий, что печатание и распространение изображений В. И. Ульянова-Ленина на папиросных коробках, гильзах, конфетах, всяких обложках и этикетках, а равно и на предметах украшений (кольца, булавки и т. п.) категорически воспрещается.
Находились даже люди, демонстрировавшие свою политическую принципиальность путем изменения собственных анкетных данных.
“Юношеская правда” 28 декабря 1923 г.:
“…Выписка из протокола №14 Саввинской ячейки РКСМ. Слушали: Заявление тов. Григорьева Владимира о перемене фамилии. Тов. Григорьев изъявил желание оставить имя прежнее — в честь тов. Ленина, а фамилию поменять на Октябрев. Постановили: Тов. Григорьева Владимира по его желанию переименовать во Владимира Октябрева.”
Одиозный пионер Павлик Морозов, “сдавший” “органам” своего родного отца, нынче свергнут с пъедестала. А ведь по горячим-то следам эту историю прославляли в СССР всеми возможными способами.
“МК” 21 ноября 1940 г.:
“Образ героя-пионера, увековеченный в песнях, стихах, картинах, возрожден в пъесе А. Яковлева “Пионер Павел Морозов”. Эту пъесу показал вчера на всесоюзном смотре театров для детей Московский областной театр юного зрителя. … Мать Павла Морозова, Татьяна Семеновна, узнав, что жизнь ее героя-сына должна воплотиться на сцене, приехав в Москву, присутствовала на репетициях, помогала актерам в создании жизненных, правдивых образов. Зрителями были, главным образом, пионеры. Ребята с большим волнением следили за действием, особенно восторгались они смелыми поступками Павла Морозова. Жаль только, что артистка Н. Воробьева, выступающая в роли Павла Морозова, делает этого простого 13-летнего мальчугана чересчур серьезным…”
Возвеличивание “своих” героев было неразделимо с тотальной борьбой против “классовых врагов” социалистической республики. Их искали везде, где только можно.
“МК” 19 сентября 1929 г.:
“Результаты комплектования Тверского педагогического вуза дают все основания утверждать, что приемочная комиссия … смазала классовую линию. Решение о 65%-ной рабочей прослойке в новом приеме не выполнено. Приняты 149 человек. Из них детей рабочих и крестьян — 86. В числе крестьян не только бедняки и середняки, но и дети зажиточных. … Зато в институт приняты такие, как Вржевская, происходящая из дворянской семьи и имеющая тесную связь с социально-чуждым элементом…”
Врага легко вычисляли по его социальному происхождению, а для того, чтобы быть причисленным к “надежным товарищам”, нужно было показать себя на “ударной вахте”.
“МК” 3 января 1930 г.:
“Лесозаготовки являются проверкой классовой устойчивости каждого комсомольца, и не выдерживающие ее должны беспощадно изгоняться из комсомола!..”
Логическим продолжением такого тезиса являлся и лозунг, напечатанный в столичной “молодежке”:
“Каждый удар топора, каждый взмах пилы, есть кирпич, вкладываемый вами в грандиозное здание социалистической стройки!”
М-да, если, конечно, кирпичи делать топором, — очень специфическое здание можно построить!