Грозное имя газеты
Для начала “МК” отправили в небо
Столь знакомое, приятное нашему зрению и слуху название — “Московский комсомолец”, появилось еще до того, как стала выходить молодежная газета с таким “титулом”. Оказывается, самым первым “Московским комсомольцем” стал… боевой самолет.
“Родительницей” этой крылатой машины решила стать комсомольская организация Москвы, а редакция тогдашней “Юношеской правды” сразу же взялась деятельно продвигать такую идею в читательские массы.
“ЮП” 22 мая 1923 г.:
МК РКСМ решил построить самолет “Московский комсомолец” на средства членов РКСМ московской организации. Самолет стоит 12000 рублей золотом, то есть 600000 в дензнаках 1923 г. (имеются в виду дореформенные “незолотые” рубли — авт.). … Редакция “Юношеской правды” открывает сбор пожертвований. Все собранные деньги должны быть сданы в редакцию. Список пожертвований … будет опубликовываться в “Юношеской правде”. Комсомольцы, от ваших усилий зависит, чтобы через 4 месяца “Московский комсомолец” бороздил синюю высь нашей республики.
Редакционный коллектив сам же подал пример таких усилий. В напечатанном списке пожертвований под номером 1 значится: “От сотрудников редакции и конторы “Юношеской правды” — 1000 руб.” Ну а читатели почин газеты поддержали, так что колонки со списками жертвователей в последующих номерах “ЮП” выглядят вполне внушительно.
“ЮП” 18 июня 1923 г.:
С завода “Дукс”: Все наши комсомолята вносят на самолет “Московский комсомолец” не меньше, чем по 8 руб. А беспартийные и того хлеще. Потолковали на общем собрании и отчислили 2000 руб.
…От Кондрашина — 15 руб.
От Головитиной, II-й МГУ — золотая брошка и золотое обручальное кольцо…
На общем собрании молодежи на фабрике МОНО было постановлено с опаздывающих на работу брать штраф — 1 рубль за минуту и деньги отдавать на самолет “Московский комсомолец”. Постановление уже проводится в жизнь.
“ЮП” 26 сентября 1923 г.:
…От А. Жарова (сотрудник “ЮП”, в будущем известный поэт — авт.) — вношу 1000 р. И беру в оборот / И подруг, и друзей, / Чтобы наш самолет / Взвился в небо скорей!
“ЮП” 22 декабря 1923 г.:
…От Секретаря Зарайского укома Соленкова — вношу облигацию выигрышного займа 5-рублевого достоинства и вызываю Щуровскую ячейку РКСМ, членов Зарайского укома РКСМ…
Впрочем “наскрести” на собственный истребитель даже при столь высоком энтузиазме молодежи никак не удавалось. Хотя успешные примеры других подобных акций по сбору средств были перед глазами.
“ЮП” 9 августа 1923 г.:
Аэропланы “Московский большевик”, “Известия ВЦИК”, “Госбанк” и др. построены, переданы военному ведомству и зачислены в боевые воздухоплавательные отряды. Один самолет “Червонец №1” даже успел за это время сломать себе шею. А вот про наш “Московский комсомолец” пока ничего не слышно. То есть его еще пока нет. Собрано 3000 руб. золотом, но этого мало, чтобы произвести такое существо, каким должен быть военный истребитель.
Порой читатели газеты демонстрировали очень нестандартные методы внесения пожертвований.
“Молодой ленинец” 16 февраля 1924 г.:
Вызываю комсомольца Ольгерда Шакалично из Московско-казанского железнодорожного училища, присвоившего мой инструмент (видимо, речь идет о чертежных приспособлениях — авт.) стоимостью 1 р. 10 коп. золотом, внести эту сумму на мое имя на постройку аэроплана “Московский комсомолец”. Борис Кузя.
Последнее упоминание о пожертвованиях на истребитель встречается в номере “МЛ” от 2 апреля. Судя по всему, именно весной 1924-го эпопея с постройкой боевого комсомольского аэроплана все-таки была завершена. Но желание помочь развитию отечественной авиации среди молодежных вожаков на этом отнюдь не иссякло. Как говорится, “продолжение следует”.
“МЛ” 6 августа 1925 г.:
БУДЕМ СТРОИТЬ ГИДРОПЛАН “МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”! Московским комсомольцам дано задание: построить к 15 ноября гидроплан (морской аэроплан). Наш самолет будет одним из шести самолетов комсомольского гидроотряда, который по постановлению ЦК РЛКСМ должен быть построен к VII-му Всероссийскому съезду комсомола. Говорить о важности этой кампании незачем. Нам нужны не слова, а деньги! Пусть каждый комсомолец завербует 10 друзей будущего воздушного бойца “Московского комсомольца”. Сегодня мы начинаем собирать деньги на наш самолет. … Редакция “Молодого ленинца” вносит 50 р. и вызывает [последовать примеру] товарищей из МК РЛКСМ, Чаплина, Мильчакова из ЦК РЛКСМ… Просим деньги вносить не позднее трех дней после вызова.
“МЛ” 24 сентября 1925 г.:
Сегодня на поле стадиона Красной Пресни состоится футбольный матч “Красная Пресня” — МСФК. Вечь чистый сбор от матча пойдет на гидроплан “Московский комсомолец”.
Список боевых “Московских комсомольцев”, к созданию которых “приложил руку” их газетный “тезка”, на этом не исчерпан. С воздушных высей “МК” решили опустить на землю, и следующим “военно-меценатским” проектом, затеянным столичным комсомольскими лидерами при поддержке городской “молодежки”, стала постройка “именного” танка.
“МК” 4 октября 1929 г.:
12-я Хамовническая районная конференция ВЛКСМ решила построить танк “Московский комсомолец”. Редакция приветствует это решение и открывает сбор средств в фонд постройки танка.
Увы, случившееся два месяца спустя закрытие “МК” помешало редакции довести до конца этот проект. Поэтому танк “Московский комсомолец” появился стараниями горкома комосомола уже в отсутствие одноименной ему газеты.
Среди военной техники тех лет был и плавающий “Московский комсомолец”. Правда, в отличие от самолетов и танка, на его строительство столичная “молодежка” подписку не объявляла, поскольку корабль этот — сетевой заградитель “Исеть”, был зачислен в списки судов Балтийского флота еще в 1917-м. Позднее он был переоснащен и получил новое — “московско-комсомольское” имя, а в годы войны — довооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. С начала 1943 г. канонерка “Московский комсомолец” вошла в состав Онежской флотилии и стала ее флагманским кораблем.
Вот так — “МК” был грозой для врагов на земле, на воде и в воздухе!