Пролетарская секс-сознательность
“Молодежь должна бороться за улучшение человеческой породы!”
Публичное обсуждение «скользкой» темы взаимоотношения полов в первые послереволюционные годы не было еще в стране под запретом. — По крайней мере в ту пору в советском государстве «секс был». И проблемы, с ним связанные, тоже не замалчивались. А уж кому-кому, как не молодежной газете об этом писать на своих страницах.
«Молодой ленинец» 9 июля 1925 г.:
“К ЗДОРОВОМУ ПОЛОВОМУ БЫТУ. Наше поколение должно быть здоровое, дисциплинированное. Как оздоровить поколение? — Нужна здоровая половая жизнь. За улучшение и оздоровление человеческой породы должна бороться молодежь. А кто знает эти пути оздоровления? Где можно об этом узнать? — Читай книгу доктора Василевского. Интересно и просто он вам расскажет и ответит на самые актуальные вопросы — Как должна быть организована половая жизнь человека? Какое значение имеет правильное половое сношение для улучшения потомства? В чем вред половых излишеств?..”
Судя по газетной заметке, среди прочих вопросов «про это» в своей книге доктор Василевский ответил и на такой: почему проституция неизбежна в капиталистическом обществе? Однако, обличая пороки буржуазного мира, сей медицинский знаток промолчал о ситуации со «жрицами любви» в стране рабочих и крестьян. А ситуация-то тогда складывалась совсем не веселая. И об этом можно судить по публикациям московской «молодежки».
«МЛ» 28 ноября 1926 г.:
“ИСКОРЕНИМ ПРОСТИТУЦИЮ — ПОЗОРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО. В результате годовой работы секции по борьбе с проституцией при Замоскворецком венерологическом диспансере имеется ряд интересных цифр о венерологических заболеваниях среди молодежи. Оказывается, от проституток заразилось 28%. Наибольший процент дают случайные встречи — 54%. … В борьбе с проституцией громадную роль играют два профилактория Бауманского и Рогожско-Симоновского районов. Только за последний год оба профилактория возвратили к трудовой жизни 588 проституток. По возрастному состоянию прошедшие через профилакторий проститутки разбиваются следующим образом: до 16 лет — 2%, от 16 до 18 — 14%, от 18 до 25 — 53%, от 25 до 30 — 21%, больше 30 лет — 10%. Обследование показало, что из всего количества проституток относительно здоровы только 14%, остальные больны различными венерическими заболеваниями. …
… Нередко бывает достаточно нескольких недель полуголодного существования, нескольких ночевок в ночлежке или на вокзале, чтобы девушка попала в цепкие руки сводницы. …
Зав. венерологическим подотделом Наркомздрава В. Броннер: Массовая проституция стала исчезать после Октябрьской революции. Но окончательно проституция не вывелась. Для борьбы с ней создан Центральный совет при Наркомздраве. … Мы ведем беспощадную войну со сводниками, с притонами разврата, со всеми местами, где происходит вовлечение женщины на путь проституции. Но этого еще не достаточно. Подумать надо и о спросе на проституцию. Проституция захватывает лишь ничтожную часть тех, кто остался без работы. Существуют, значит, моменты, сдерживающие женщину на пути к проституции. У работницы в Советской России есть гордость пролетарского класса, у рабочего же должна быть сознательность, достойная строителя социализма. А между тем мы видим, как многочисленны еще у нас те, кто покупает женское тело, кто пользуется проституцией. А в их числе немало и нашей молодежи.
Обычные ссылки на физиологическую потребность организма не выдерживают критики и наукой, и жизнью. Твердо установлено, что половое воздержание для организма безвредно, а до возраста, значительно превышающего средний возраст начала половой жизни, даже полезно. Половая жизнь — это затрата энергии. У человека нет особой половой энергии, энергия организма едина, ее можно кинуть по собственному усмотрению на любое дело.
Велики задачи перед нашей молодежью и прежде всего перед молодыми ленинцами. И одной из этих задач является борьба со спросом на проституцию. Все покупатели женского тела должны выноситься на черную доску. Проституции не должно быть места в трудовой республике. …”
О том, как комсомольцы-энтузиасты пытаются побороть это «проклятое наследие прошлого», написал в газету один из рабкоров, зашифровавшися подписью «П. Д—вий». Его заметка была опубликована в том же номере «Молодого ленинца»:
“В Сокольническом районе много проституток — в Ермаковском ночлежном доме, в четырех вокзалах Каланчевской площади. И потому борьбу с проституцией мы ведем напряженно. Наши рабочие дружины оказывают венерологическим диспансерам громадную помощь. В то же время вендиспансеры руководят нашей работой. Каждая дружина имеет свой участок работы: одна прикреплена в вокзалу, другая — к Ермаковке и т. д. Не смотря на довольно короткое время существования, дружины по борьбе с проституцией имеют значительные достижения. С 1 октября 1925 г. по 1 октября 1926 г. 155 проституток устроено в различные мастерские, 100 человек удалось уговорить лечиться, 50 направлено в больницу им. Короленко, 20 вернулись на родину.”
Цифры, конечно, впечатляющие, однако в итоге самодеятельная «полиция нравов» так и не смогла помочь искоренить продажную любовь в столице первого в мире социалистического государства. Не удалось это ни милиции, ни даже органам НКВД, которые несколько лет спустя всерьез взялись за «ночных бабочек». Зато периодические издания (в соответствии с распоряжением, «спущенным «сверху») уже очень скоро перевели эту тему в разряд запрещенных. — По крайней мере на страницах газет проституция у нас была изведена под корень!